Общественная мысль в 1830-х — 1850-е гг.

После разгрома движения декабристов прогрессив­ная общественная мысль сосредоточилась в кружках. Возникли кружки «Общество любомудрия», братьев Критских, Станкевича, Грановского и др., в которых обсуждались вопросы о положении страны и ее будущем.

Министр просвещения С.С. Уваров сформулировал «теорию официальной народности», главными прин­ципами которой были провозглашены «самодержа­вие, православие, народность». Эта теория насажда­лась в просвещении, литературе, искусстве.

В 1836 г. П.Я. Чаадаев опубликовал «Философи­ческие письма», где подверг критике крепостной строй, самодержавие, теорию «официальной народности». Власти официально объявили автора письма «умали­шенным».

К концу 1830-х гг. в либеральном течении склады­ваются два оппозиционных направления — западни­ки и славянофилы. Западники во главе с Т.Н. Гранов­ским считали, что Россия должна развиваться по за­падноевропейскому пути, и начало движению страны по этому пути положил Петр I. Западники были сторонниками конституционной монархии и свобо­ды предпринимательства. Западниками являлись К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, М.Н. Катков. Примы­кали к ним А.И. Герцен и В.Г. Белинский. Славянофи­лы под руководством А.С. Хомякова выдвигали идею самобытного пути России. В основе самобытности Рос­сии лежали общинное начало жизни народа и право­славная религия. Гармоничный уклад русской жизни был, по мнению славянофилов, разрушен реформами Петра I. Славянофильства придерживались братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Лозунгом славянофилов было: «Сила власти — царю, сила мнения — народу!» Общим для западников и славянофилов было то, что оба направ­ления выступали за реформы — отмену крепостного права, ограничение царизма, прогрессивные преобра­зования. Также оба направления решительно отрица­ли революционные действия.

А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский посте­пенно откалываются от западнического крыла либера­лов и переходят к революционной идеологии. Они ви­дели спасение России в социализме — справедливом общественном строе, в котором отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком. Русские революционеры-демократы отрицательно от­носились к западноевропейскому капитализму и счи­тали основой социализма сохранившуюся в России с глубокой древности крестьянскую общину. Они скло­нялись к революционным методам борьбы с цариз­мом. В 1844 г. в Петербурге возник кружок В.М. Буташевича-Петрашевского. На его заседаниях бывали М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский. Боль­шинство петрашевцев выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа. В 1849 г. кружок был разгромлен. 21 участник группы, в том числе М.В. Петрашевский и Ф.М. Достоевский, приговорены к расстрелу, замененному каторгой.

Волна европейских революций 1848—1849 гг. по­вергла царское правительство в ужас: наступило «мрачное семилетие» — время реакции. В эмигра­ции, в Лондоне Герцен основал Вольную русскую ти­пографию. Здесь печатали листовки, а с 1855 г. — аль­манах «Полярная звезда».


8692111558451156.html
8692148036676205.html

8692111558451156.html
8692148036676205.html
    PR.RU™