ЧАСТЬ 4. ПРОДВИНУТОЕ НЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ

The Complete Manual For Neuro-Linguistic Programming Practitioner Certification

Bob G. Bodenhamer, D.Min. L. Michael Hall, Ph.D.

FORTHE BRAIN

The User's Manual

Crown House Publishing Limited

НЛП-ПРАКТИК: полный сертификационный курс

Боб Г. Боденхамер Л. Майкл Холл

Учебник

Магии НЛП

2-е международное издание

Санкт-Петербург «прайм-ЕВРОЗНАК»

Москва «ОЛМА-ПРЕСС»

2ООЗ

ББК 88.53

УДК 159.9.019+159.98 Б62

Публикуется с разрешения Crown House Publishing (Великобритания) при участии Агентства Александра Корженевского (Россия)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Боденхамер Б., Холл М.

НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП.

СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК»,2003.- 272 с.(Проект «Главный учебник»)

ISBN 5-93878-099-3

Грамотно структурированное и профессионально организованное, отличающееся богат­ством упражнений и методов, насыщенное полезной информацией, способствующей надеж­ному усвоению материала - данное руководство предоставляет читателю превосходную воз­можность получить все лучшее из НЛП как для удовлетворения первого любопытства, так и для повышения своей профессиональной квалификации до уровня Практик НЛП.

Боб Г. Боденхамер, Л. Майкл Холл

НЛП-ПРАКТИК: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС УЧЕБНИК МАГИИ НЛП

Перевод с английского: С. Комарова.

Подписано в печать 14.02.2003. Формат 84 х 108. Печать офсетная.

Тираж 3000 экз. Заказ № 3800

«прайм-ЕВРОЗНАК». 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола. 41, офис 419, 421

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1. МОДЕЛЬ И МЕТОДЫ НЛП

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МОДЕЛИ: РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ. НАЛАЖИВАНИЕ КОНТАКТА С ЛЮДЬМИ

ГЛАВА 3. ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ

ГЛАВА 4. БАЗОВЫЕ ПРЕСУППОЗИЦИИ НЛП И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСНЫХ СОСТОЯНИЙ

ГЛАВА 5. НЛП КАК МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ: СОВЕРШЕНСТВО В КОММУНИКАЦИИ

ГЛАВА 6. ФРЕЙМИНГ И РЕСУРСНЫЕ СОСТОЯНИЯ

ГЛАВА 7. ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯМИ

1О2

ЧАСТЬ 2. МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП

ГЛАВА 8. МЕТАМОДЕЛЬ ЯЗЫКА: СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ

ГЛАВА 9. ГИПНОЗ. ЧАСТЬ I

ГЛАВА 10. ГИПНОЗ. ЧАСТЬ И

ГЛАВА 11. ГИПНОЗ. ЧАСТЬ III

ГЛАВА 12. КАТЕГОРИИ ПО САТИР

ЧАСТЬ 3. МОДЕЛЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЛП

ГЛАВА 13. ЯКОРЕНИЕ: УПРАВЛЕНИЕ НЕРВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ

ГЛАВА 14 ФОКУСИРОВАНИЕ НА СУБМОДАЛЬНОСТЯХ

2О1

ЧАСТЬ 4. ПРОДВИНУТОЕ НЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ

ГЛАВА 15. СТРАТЕГИИ



22О

ГЛАВА 16. ВВЕДЕНИЕ В РАБОТУ НА ЛИНИИ ВРЕМЕНИ

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

СОДЕРЖАНИЕ
Благодарности...................................................................................................................................
Как пользоваться этим учебником..................................................................................................
Введение. История «магии» в нейролингвистике.........................................................................
Изучение мастерства........................................................................................................................
Эмпирическая природа НЛП...........................................................................................................
Эксперимент № 1..............................................................................................................................
Анализ опыта.....................................................................................................................................
Формальное определение НЛП.......................................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
ЧАСТЬ 1. МОДЕЛЬ И МЕТОДЫ НЛП.…………...…...…..…...................................................
Глава 1. Сущность модели: репрезентативные систем……...................................................
Тест для определения предпочитаемой репрезентативной системы...........................................
Оценка теста предпочитаемой репрезентативной системы..........................................................
Тренировка репрезентативной системы (домашняя работа)........................................................
Предикаты и слова, описывающие процесс……………………...................................................
Предикаты..........................................................................................................................................
Визуальные предикаты.....................................................................................................................
Аудиальные предикаты....................................................................................................................
Кинестетические предикаты............................................................................................................
Обонятельные/вкусовые предикаты...............................................................................................
Неопределенные предикаты............................................................................................................
Предикатные фразы..........................................................................................................................
Визуальные........................................................................................................................................
Аудиальные.......................................................................................................................................
Кинестетические...............................................................................................................................
Дигитальные......................................................................................................................................
Упражнение на присоединение к предиката..……………….……...............................................
Ключи глазного доступа...................................................................................................................
Ведущая система...............................................................................................................................
Возможные отклонения....................................................................................................................
Упражнение: составление карты паттернов глазного доступа.....................................................
Вопросы для выявления паттернов глазного доступа...................................................................
Групповое упражнение по паттернам глазного доступа...............................................................
I. Первое упражнение.......................................................................................................................
II. Второе упражнение......................................................................................................................
Характеристики основных репрезентативных систем……………..............................................
Визуальная система..........................................................................................................................
Аудиальная система..........................................................................................................................
Кинестетическая система.................................................................................................................
Аудиально-дигитальная система.....................................................................................................
Субмодальности - качества модальностей.....................................................................................
Эксперимент № 1..............................................................................................................................
Дигитальные и аналоговые субмодальности...………...…………...............................................
Эксперимент № 2..............................................................................................................................
Заключение........................................................................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
Глава 2. Основы. Налаживание контакта с людьми…….………..........................................
Сенсорная острота............................................................................................................................
Ежедневная тренировка....................................................................................................................
Указания по работе в группе............................................................................................................
Роль наблюдателя/металичности.....................................................................................................
Калибровка: упражнения на сенсорную остроту...........................................................................
Как устанавливать раппорт: присоединение и отзеркаливание...................................................
Пример раппорта...............................................................................................................................
Упражнение на отзеркаливание.......................................................................................................
Отзеркаливание тела.........................................................................................................................
Отзеркаливание поведения..............................................................................................................
Различие между присоединением и отзеркаливанием..................................................................
Присоединение к рассерженному человеку и его отзеркаливание..............................................
Признаки установления раппорта...................................................................................................
Домашнее задание.............................................................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
Глава 3. Позиции восприятия......................................................................................................
Четвертая позиция восприятия........................................................................................................
Пятая позиция восприятия...............................................................................................................
Упражнение: позиции восприятия..................................................................................................
Паттерн выравнивания позиций восприятия.................................................................................
Паттерн...............................................................................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
Глава 4. Базовые пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний................
Удержание контекста в сознании....................................................................................................
Теоретические пресуппозиции НЛП...............................................................................................
Исходные убеждения НЛП..............................................................................................................
Операционная система пресуппозиций..........................................................................................
Пресуппозиции, касающиеся ментальной обработки...................................................................
1.«"Карта"- не "территория"» или «меню - не пища»...................................................................
2. Реакции людей соответствуют их внутренним картам.............................................................
3. Значение зависит от контекста....................................................................................................
4. Сознание и тело неизбежно влияют друг на друга....................................................................
5. Индивидуальные навыки являются результатом совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем...................................................
Стратегии...........................................................................................................................................
Стратегия обучения правописанию: упражнение для студентов.................................................
6. Мы уважаем модели мира других людей. Пресуппозиции, касающиеся поведения реакций человека...............................................................................................................................
7. Личность и поведение - это различные явления........................................................................
8. Каждый вид поведения практичен и полезен в определенном контексте..............................
9. Мы оцениваем поведение и изменения в терминах контекста и экологии.............................
Коммуникативные пресуппозиции.................................................................................................
10. Мы не можем не общаться.........................................................................................................
11. Способ коммуникации влияет на наше восприятие................................................................
12. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.........................
13. Человек, задающий фрейм коммуникации, контролирует ее.................................................
14. «Не бывает поражений, есть только обратная связь».............................................................
15. Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе...............................................................................................................................................
16. Сопротивление указывает на отсутствие раппорта.................................................................
Пресуппозиции, касающиеся обучения, выбора и изменения.....................................................
17. Люди обладают внутренними ресурсами, необходимыми для достижения цели................
18. Люди способны научиться чему-либо с одной попытки........................................................
19. Любая коммуникация должна увеличивать количество доступных альтернатив................
20. Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший вариант................................
21. Мы можем управлять своим мозгом и контролировать результаты.....................................
Заключение........................................................................................................................................
Упражнения.......................................................................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
Глава 5. НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации. Моделирование техники мастеров коммуникации.................................................................
Три качества мастеров коммуникации...........................................................................................
Модель хорошо сформулированного результата: принципы достижимости результата..........
1. Позитивная формулировка результата.......................................................................................
2. Описание результата сенсорным языком...................................................................................
3. Инициирование и контролирование результата человеком, который хочет его достичь...............................................................................................................................................
4. Соответствие результата контексту............................................................................................
5. Учет вторичной выгоды...............................................................................................................
6. Учет необходимых ресурсов........................................................................................................
7. Экологичность результата для целой системы..........................................................................
Декартовы координаты.....................................................................................................................
Упражнения на создание хорошо формулированного результата...............................................
Упражнение 1....................................................................................................................................
Упражнение 2....................................................................................................................................
Обзор модели коммуникации НЛП.................................................................................................
Аспекты коммуникации...................................................................................................................
Сложности при коммуникации........................................................................................................
Параметры коммуникации...............................................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
Глава 6. Фрейминг и ресурсные состояния....................................................................................
Часть I - использование различных фреймов.................................................................................
Фреймы, встречающиеся при рассмотрении модели хорошо сформулированного результата..........................................................................................................................................
Фрейм возвращения..........................................................................................................................
Упражнение на возвращение...........................................................................................................
Фрейм «как если бы»........................................................................................................................
Типы фреймов «как если бы»..........................................................................................................
Упражнение на фрейм «как если бы».............................................................................................
Фрейм «согласия».............................................................................................................................
Паттерн фрейма согласия.................................................................................................................
Часть II - диссоциативный фрейм реагирования на критику.......................................................
Часть II - диссоциативный фрейм лечения фобий и травм...........................................................
Быстрое лечение фобии (упрощенный вариант)............................................................................
Другие инструменты редактирования............................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
Глава 7. Искусство управления состояниями...........................................................................
1. Понимание состояния...................................................................................................................
2. Осведомленность о состоянии.....................................................................................................
3. Изменение состояния....................................................................................................................
4. Использование состояния............................................................................................................
Паттерн...............................................................................................................................................
Упражнение.......................................................................................................................................
Навык вызова состояний..................................................................................................................
Как вызывать субъективные состояния и работать с ними..........................................................
Заключение........................................................................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
ЧАСТЬ 2. МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП............................................................................................
Глава 8. Метамодель языка: структура и значение. Суть «магии»......................................
Глубинная структура/поверхностная структура............................................................................
Искажения..........................................................................................................................................
1. Номинализация..............................................................................................................................
2. Чтение мыслей...............................................................................................................................
3. Причинно-следственные отношения..........................................................................................
4. Комплексный эквивалент.............................................................................................................
5. Пресуппозиции..............................................................................................................................
Обобщения.........................................................................................................................................
6. Кванторы общности......................................................................................................................
7. Модальные операторы..................................................................................................................
8. Утраченный перформатив............................................................................................................
Опущения...........................................................................................................................................
9. Простые опущения........................................................................................................................
10. Неполные сравнения...................................................................................................................
11. Отсутствие референтного индекса............................................................................................
12. Неспецифические глаголы.........................................................................................................
Заключение........................................................................................................................................
Расширение метамодели..................................................................................................................
1. Идентичность/идентификация.....................................................................................................
2. Статические слова (сигнальные слова, однозначные термины).............................................
3. Чрезмерно и недостаточно определенные термины..................................................................
4. Ложные вербальные разделения..................................................................................................
5. Термины и фразы «или-или».......................................................................................................
6. Псевдослова...................................................................................................................................
7. Многопорядковость......................................................................................................................
8. Персонализация............................................................................................................................
9. Метафоры......................................................................................................................................
Лингвистика сегодня........................................................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
Глава 9. Гипноз. Часть I. Ошибки в понимании природы так называемого «гипноза». Использование языка для создания нейролингвистических реальностей».......................
Определение гипноза........................................................................................................................
Сознание и подсознание...................................................................................................................
Измененные состояния и транс.......................................................................................................
Хорошо, дайте нам паттерны!.........................................................................................................
Введение себя в транс для встречи с внутренней тьмой...............................................................
Ощущение транса.............................................................................................................................
«Гипноз» как поэзия.........................................................................................................................
Определение сознательных/неосознанных аспектов психики.....................................................
1. Когда сознательное становится неосознанным.........................................................................
2. «Неосознанный разум» автономной нервной системы.............................................................
3. Подсознание..................................................................................................................................
4. Забытая информация....................................................................................................................
5. Вытесненная информация............................................................................................................
6. Метауровни осведомленности.....................................................................................................
Паттерн НЛП для работы с подсознанием.....................................................................................
Расширенный шестишаговый..........................................................................................................
Так как же работает «гипноз»?........................................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
Глава 10. Гипноз. Часть II. Милтон-модель. Специфические языковые паттерны искусной неопределенности..........................................................................................................
Милтон-модель..................................................................................................................................
1. Краткие общие вопросы...............................................................................................................
2. Подстройка к текущему опыту....................................................................................................
3. Двойные связи...............................................................................................................................
4. Разговорные допущения...............................................................................................................
5. Расширенные цитаты....................................................................................................................
6. Выборочные нарушения ограничений........................................................................................
7. Фонетическая неопределенность................................................................................................
8. Синтаксическая неопределенность.............................................................................................
9. Неопределенность границ............................................................................................................
10. Пунктуационная неопределенность..........................................................................................
11.Утилизация...................................................................................................................................
12. Встроенные команды..................................................................................................................
13. Аналоговое маркирование.........................................................................................................
14. Произношение слов по буквам..................................................................................................
15. Связывающий язык.....................................................................................................................
A. Конъюнкция..................................................................................................................................
Б. Дизъюнкция...................................................................................................................................
B. Адвербиальная клауза, или подразумеваемый каузатив..........................................................
Заключение........................................................................................................................................
Резюме Милтон-модели языка........................................................................................................
Языковые паттерны Милтон-модели с использованием нарушений метамодели.....................
Милтон-модель. Продолжение........................................................................................................
Связывающий язык...........................................................................................................................
Этапы коммуникации.......................................................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
Глава 11. Гипноз. Часть III. Истории, метафоры, аналогии..................................................
Трансдеривационный поиск ...........................................................................................................
Замена референтных индексов........................................................................................................
Изоморфизм.......................................................................................................................................
Трансформация значения при помощи метафоры.........................................................................
Соединение настоящего состояния с желаемым...........................................................................
Подстройка........................................................................................................................................
Ведение..............................................................................................................................................
Использование рефрейминга в метафорах.....................................................................................
Неспецифические глаголы, номинализации, встроенные команды и аналоговое маркирование....................................................................................................................................
Неспецифические глаголы...............................................................................................................
Номинализации.................................................................................................................................
Встроенные команды........................................................................................................................
Резюме. Польза метафор..................................................................................................................
Метафора бойлерной фабрики.........................................................................................................
Анализ метафоры..............................................................................................................................
Конструирование метафор...............................................................................................................
Начало всего НЛП.............................................................................................................................
Основные этапы создания метафоры..............................................................................................
Упражнения на метафоры................................................................................................................
Построение ассоциаций....................................................................................................................
II. Сходство........................................................................................................................................
III. Психотерапевтическая метафора..............................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
Глава 12. Категории по Сатир. Внесение разнообразия в коммуникацию........................
Категории...........................................................................................................................................
Подстройка к категориям по Сатир................................................................................................
Упражнение.......................................................................................................................................
Категории по Сатир (3 человека)....................................................................................................
Примеры ответов...............................................................................................................................
Категории Сатир в публичной речи................................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
ЧАСТЬ 3. МОДЕЛЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЛП................................................................
Глава 13. Якорение: управление нервными процессами. Разговор на беззвучном языке..................................................................................................................................................
Концепция «стимул-реакция...........................................................................................................
Что мы подразумеваем под понятием «якорь»?............................................................................
Осторожно: негативные якоря!.......................................................................................................
Якорение прощения..........................................................................................................................
Сознательное якорение в психотерапии.........................................................................................
Развитие искусства эффективного якорения.................................................................................
Четыре принципа якорения..............................................................................................................
1. Уникальность: используйте уникальное положение для установки якоря.............................
2. Интенсивность: устанавливайте якорь в момент наивысшей интенсивности состояния...........................................................................................................................................
3. Чистота: якорь должен быть как можно более обособленным................................................
4. Точность: Точно выбирайте время для установки якоря..........................................................
Пять шагов к якорению....................................................................................................................
1. Установите раппорт......................................................................................................................
2. Объясните процесс........................................................................................................................
3. Вызовите и заякорите желаемое переживание (позитивное или негативное)........................
4. Прервите состояние так, чтобы человек из него вышел...........................................................
5. Проверьте якорь, применив его...................................................................................................
Упражнения.......................................................................................................................................
I. Якорение состояний 1...................................................................................................................
II. Якорение состояний 2..................................................................................................................
III. Якорение и трансдеривационный поиск...................................................................................
IV. Трансдеривационный поиск: ограничение чувств. Хорошо помогает при тревоге.............
V. Ваш собственный якорь состояния «аптайм»...........................................................................
VI. Ваш собственный якорь состояния «интайм».........................................................................
VII. Упражнение «Круг совершенства»..........................................................................................
VIII. Коллапс якорей: интеграция частей.......................................................................................
Упражнение на коллапс якорей.......................................................................................................
IX. Изменение личностной истории................................................................................................
Паттерн...............................................................................................................................................
X. Изменение личностной истории с точки зрения модели метасостояния...............................
XI. Коллапс визуальных якорей: преодоление сомнения.............................................................
XII. Сцепление якорей......................................................................................................................
XIII. Визуальные и аудиальные якоря: сценическое якорение....................................................
XIV Коллапс якорей: продвинутый визуальный паттерн.............................................................
Паттерн...............................................................................................................................................
Заключение........................................................................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
Глава 14. Фокусирование на субмодальностях.........................................................................
Различные виды субмодальностей..................................................................................................
Психотерапевтические вмешательства с использованием субмодальностей.............................
Упражнения.......................................................................................................................................
I. Упражнение на исследование субмодальностей........................................................................
II. «Лечение» головной боли и других дискомфортных ощущений............................................
III. Перекрестное отображение субмодальностей.........................................................................
Субмодальности «линии времени».................................................................................................
Как ваш мозг различает время.........................................................................................................
IV Субмодальности «линии времени»............................................................................................
V Паттерн «Шоколад леди Годивы»...............................................................................................
VI. Паттерн «Взмах».........................................................................................................................
Убеждения.........................................................................................................................................
VII. Паттерн изменения убеждения................................................................................................
Сбор и подготовка информации......................................................................................................
Процесс изменения убеждения........................................................................................................
VIII. Паттерн горя/потери................................................................................................................
Часть I.................................................................................................................................................
Часть II...............................................................................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
ЧАСТЬ 4. ПРОДВИНУТОЕ НЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ...........................................................
Глава 15. Стратегии.......................................................................................................................
Часть I. Определение элементов субъективного опыта.............................................................
НЛП - модель моделей.....................................................................................................................
Философия/эпистемология НЛП.....................................................................................................
Компоненты субъективного опыта.................................................................................................
Основные визуальные субмодальности..........................................................................................
Основные аудиальные субмодальности.........................................................................................
Основные кинестетические субмодальности.................................................................................
«Картографирование»: создание «карт» для описания территории............................................
Опущение...........................................................................................................................................
Обобщение.........................................................................................................................................
Искажение..........................................................................................................................................
Моделирование, создающее «карты» стратегий............................................................................
Заключение........................................................................................................................................
Часть II. Модель стратегий НЛП..................................................................................................
Исследование осознания..................................................................................................................
«Когда-то была модель "стимул-реакция"...»................................................................................
«А затем принцип "стимул - реакция" превратился в ТОТЕ»......................................................
Затем НЛП улучшило модель ТОТЕ и создало «стратегии»........................................................
Использование «анализа стратегий» отслежи­вания ментальных процессов..............................
Создание «модели стратегий».........................................................................................................
Извлечение стратегий.......................................................................................................................
Распаковка стратегий........................................................................................................................
Разработка стратегий........................................................................................................................
Разработка новых и улучшенных стратегий..................................................................................
Использование стратегий.................................................................................................................
Встраивание стратегий.....................................................................................................................
Часть III. Еще о стратегиях...........................................................................................................
Извлечение стратегии.......................................................................................................................
Пример: извлечение стратегии принятия решений.......................................................................
Извлечение стратегии при помощи возвращения..........................................................................
Потенциальные проблемы в стратегиях принятия решений........................................................
Советы по извлечению стратегий....................................................................................................
Упражнения.......................................................................................................................................
I. Стратегия обучения правописанию.............................................................................................
II. Стратегия принятия решений......................................................................................................
III. Стратегия мотивации..................................................................................................................
IV. Стратегия обучения....................................................................................................................
Вопросы для размышления..............................................................................................................
Глава 16. Введение в работу на линии времени.......................................................................
Англо-европейское и арабское время.............................................................................................
Определение своей личной линии времен.....................................................................................
Сложности при извлечении линии времени...................................................................................
Рефрейминг частей...........................................................................................................................
«Сквозь время» и «во времени»......................................................................................................
Периоды развития.............................................................................................................................
Период отпечатков............................................................................................................................
Период моделирования....................................................................................................................
Период социализации......................................................................................


8697067296525334.html
8697107860795383.html

8697067296525334.html
8697107860795383.html
    PR.RU™