Финансирование выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.  

Финансирование выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Нормативную основу порядка финансирования выборов в РФ составляет ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а также нормы отдельных ФЗ и законов субъектов РФ о различных видах выборов.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня, производятся уполномоченными избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета), причем ассигнования предусматриваются в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Если средства в бюджете не предусмотрены, то соответствующая избирательная комиссия, а если она не является юридическим лицом (напр., окружная избирательная комиссия), то избирательная комиссия субъекта РФ может взять кредит в банке, возвращать который будет соответствующий бюджет.

Для финансирования своей избирательной кампании кандидаты, а также выдвинувшие списки кандидатов избирательные объединения и блоки создают специальные избирательные фонды. Указанные избирательные фонды создаются за счет собственных средств кандидата (избирательного объединения, избирательного блока); средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (избирательным блоком); добровольных пожертвований граждан РФ, достигших 18-летнего возраста на день голосования, и российских юридических лиц, если доля иностранного участия, государственная (муниципальная) доля в их уставном (складочном) капитале не превышает 30 %, они зарегистрированы не менее чем за год до дня голосования на выборах, а также за счет средств, выделенных в соответствии с законом соответствующему кандидату (избирательному объединению, избирательному блоку) избирательной комиссией; такие счета открываются по общему правилу в филиалах Сберегательного банка РФ.

Избирательным законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения (блока); средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (блоком); добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов. Допускается увеличение до 20 % предельных размеров расходования средств избирательного фонда зарегистрированных кандидатов, включенных в избирательный бюллетень при повторном голосовании (напр., при проведении второго тура выборов Президента РФ).

Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и используются только на финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, предвыборную агитацию, оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера, оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами (избирательными объединениями, избирательными блоками) своей избирательной кампании, а также на внесение избирательного залога.



За нарушение норм избирательного права, в зависимости от степени их общественной безопасности и отраслевой принадлежности устанавливающих ее норм, применяется юридическая ответственность соответствующего вида:
- конституционно-правовая (предусмотренная, как правило, нормами самого избирательного права);
- административная;
- уголовная.
Субъектами конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства являются кандидаты, а также политические партии и избирательные объединения, выдвинувшие список кандидатов.
Санкциями в отношении указанных субъектов являются:
- аннулирование регистрации кандидата (списка кандидатов);
- отмена решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов),
Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:
- кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
- кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли
подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
- кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных федеральным законом, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
- кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Значительная часть нарушений избирательных прав граждан влечет применение мер административной ответственности, в силу чего институт административной ответственности занимает заметное место в системе охранительных юридических гарантий осуществления гражданами активного и пассивного 1 избирательного права.
Административные правонарушения в этой сфере и ответственность за их совершение предусмотрена главой 5 (статьи 5.1-5.25) КоАП РФ.
Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом правонарушения, последние можно классифицировать по определенным трупам:
- нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий;
- нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного права;
- нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании и кампании референдума;
- нарушения установленных законом правил ведения пред выборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах и референдуме;
- нарушения правил голосования и установления результатов выборов и референдума.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за следующие преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов и установлением их результатов:
- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья 141);
- нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума (статья 141.1);
- фальсификация избирательных документов, документов референдума (статья 142);
- фальсификация итогов голосования (статья 142.1).




8699792090820415.html
8699837185898990.html

8699792090820415.html
8699837185898990.html
    PR.RU™