УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Название Автор Вид издания (учебник, учебное пособие) Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц Колич-во экземпляров Место
а) Основная литература
Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Львов М. Р. учебное пособие М.: Академия, 2008. - 462 с. б-ка АлтГПА
Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах Зиновьева Т. И учебное пособие М.: Академия, 2007. - 304 с. б-ка АлтГПА
Теория обучения в вопросах и ответах Загвязинский В.И. учебное пособие М.: Академия, 2008. - 158 б-ка АлтГПА
б) Дополнительная литература
Русский язык в начальных классах : теория и практика обучения Соловейчик М.С. учебное пособие М. : Академия, 2000. — 384 с. б-ка АлтГПА
Избранные психологические труды Эльконин Д.Б. труды М. : Педагогика, 1989. — 555 с. б-ка АлтГПА
Как учить детей читать Эльконин Д.Б. М. : Знание, 1991. — 80 с б-ка АлтГПА
Хрестоматия по методике русского языка : Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях Львов М.Р. пособие для учителя М. : Просвещение, 1996. — 352 с. б-ка АлтГПА
Основы обучения правописанию в начальной школе Львов М.Р. учебное пособие М. : Прометей, 1988. — 90 с. б-ка АлтГПА
Чтение без принуждения Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. М. : Новая школа, 1993. — 96 с. б-ка АлтГПА
Обучаем грамоте по "Азбуке" Н. М. Бетеньковой, В. Г. Горецкого, Д. С. Фонина Бетенькова Н.М. пособие для учителя Смоленск : Ассоциация XXI век, 2007. — 375 с. б-ка АлтГПА
Как подготовить учителя к организации учебной деятельности на уроках обучения грамоте Курлыгина О.Е. статья Начальная школа. — 2010. — № 12. — С. 80-83 б-ка АлтГПА
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников Рамзаева Т.Г. пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов М. : Высшая школа, 2003. — 167 с. б-ка АлтГПА
Лингвометодические принципы авторских учебников "Русский язык" для современной начальной школы Рамзаева Т.Г. статья Начальная школа, 2006. — № 5. — С. 31-40 б-ка АлтГПА
Формирование орфографических навыков Алгазина Н.Н. пособие для учителя М. : Просвещение, 1987. — 159 с. б-ка АлтГПА
Исследовательская направленность в организации практических занятий по изучению курса «Методика обучения русскому языку и литературе» Никитина Л.А. учебно-методическое пособие Барнаул: АлтГПА, 2010. – 173 с. б-ка АлтГПА
Исследование в методической подготовке Никитина Л.А. учебное пособие Барнаул : АлтГПА, 2012. – 170 с. б-ка АлтГПА



СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Банк видео-уроков по литературному чтению, русскому языку, обучению грамоте;

Электронный учебник по разделу «Обучение грамоте»;

Электронная презентация раздела «Методика внеклассного чтения».

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

оборудованные аудитории (оргсредства);

технические средства обучения (компьютеры);

аудио, -видеоаппаратура для просмотра видеоуроков;

учебно-наглядные пособия (программы и учебники по русскому языку для начальной школы).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

7.1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 5 СЕМЕСТРЕ

1.Из каких действий складывается чтение как вид речевой деятельности?

2.Как в современно методической науке определяется навык чтения и его компоненты?

3.Что предполагает сознательное прочтение художественного произведения?



4.В чем состоят психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками?

5.Какие литературоведческие основы определяют методику работ над художественным произведением в начальных классах?

6.Какие три этапа выделяются в процессе формирования навыка чтения?

7.Какие условия работы над выразительным чтением должны быть соблюдены, чтобы ученики достигли результата в этой деятельности?

8.Какие условия должны быть приняты во внимание при отборе методических приемов на каждый этап урока?

9.В чем состоят проблемы современного урока чтения?

10.От чего зависит структура уроков чтения?

11.Какие основные учебные задачи должны быть решены на уроке чтения в современной школе?

12.Что такое "партитура чтения"? Когда и зачем она составляется в классе на уроке?

13.В чем состоит отличие художественного произведения от научно-художественного, научно-познавательного и публицистического?

14.Что следует понимать под формой художественного произведения?

Темы для самостоятельного изучения:

Домашняя контрольная работа выполняется на материале художественного произведения, предложенного преподавателем по следующим заданиям:

  1. Определить место изучаемого произведения в системе литературного чтения авторской системы (класс, раздел, тема, задача в его изучении на уроках).
  2. На основе изучения творчества писателя, представить материал для знакомства детей с биографией автора (уточнить форму представления, содержание материала, методически прокомментировав отобранный материал).
  3. Представить текстовый литературно-методический анализ художественного произведения. Литературно-методический анализ – это своего рода лаборатория исследовательской деятельности учителя: понимание жанра (вычленение жанрового своеобразия) и возможности его изучения детьми, специфика композиции и средства ее раскрывающие, «видение» образной системы и способов ее создания, понимание авторской позиции, и ее представление в тексте, открытие языкового своеобразия произведения, его стилистической окрашенности. Методическое прочтение текста – поиск ответов на вопросы: Как организовать прочтение художественного произведения и почему именно таким образом? Каким образом и что непосредственно можно выяснить с детьми, рассматривая композицию, жанровое своеобразие произведения? Какие вопросы помогут организовать понимание детьми авторской позиции? Что поможет детям обнаружить образы и средства, их создающие? При проведении анализа предложенного художественного произведения обратитесь к приложению № в пособии.
  4. Составить вопросы и задания для всех видов анализа художественного произведения с детьми: развитие действия, анализ образной системы, проблемный анализ, стилистический анализ. Обосновать выбор анализа для собственного урока чтения по предложенному тексту художественного произведения. Выбранный анализ художественного произведения должен найти свое отражение в процессе составления конспекта урока.
  5. Методически обосновать возможные виды работ по воспроизведению данного текста в речи учащихся (указать те виды, которые обусловлены самим текстом, и которые можно реализовать на уроке с учетом готовности детей данного класса). Особо обратить внимание на тот вид работы, который в последствии будет использован на уроке.
  6. Методически обосновать последовательность выбранных видов чтения на уроке и анализа предложенного художественного произведения для организации урока. Ответы на вопросы: кто читает? - самостоятельное, чтение учителем, подготовленными детьми, комбинированное чтение; как читают? – вполголоса, про себя, вслух; в какой момент работы с текстом художественного произведения? – на этапе знакомства, анализа, подготовки к уроку; каким образом чтение позволяет выйти на понимание текста?
  7. Составить упражнения на совершенствование навыка чтения с учетом состояния его сформированности для данного класса и возможностей рассматриваемого художественного произведения. Выполняя предложенное задание, необходимо проанализировать программу и методические пособия на предмет установления качественной характеристики навыка чтения, выписать для себя эти характеристики, затем соотнести их с моментом работы над предложенным текстом художественного произведения. Как учитывать количественные показатели чтения? Составленные упражнения должны представлять работу детей с анализируемым текстом художественного произведения и найти свое отражение в конспекте урока. Упражнения составить по схеме: вид упражнения, место включения в урок, цель, задание, содержание упражнения, методика его проведения.
  8. Подготовить текст (или его отрывок) для выразительного чтения с учетом требований, предъявляемых для данного вида чтения. Предварительно на основе анализа программы установить, какие практические умения сформированы у детей к моменту чтения данного произведения. Текст (или его часть, если он объемный) разметить и дать методический комментарий в его прочтении.
  9. Представить возможности использования контроля и самоконтроля на уроке чтения предложенного текста. Сформулировать задания и методику их включения в урок.
  10. Составить развернутый конспект урока чтения предложенного художественного произведения с методическим обоснованием его темы, цели, задач, типа, структуры, приемов, содержания.
  11. Составить библиографический список литературы с аннотацией, на основании которой выполнялась контрольная работа.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 6 СЕМЕСТРЕ

1.Укажите лингвистические основы обучения грамоте в разных методических системах (включая современных авторов В.Г. Горецкого, Н.В. Нечаеву, В. Левина, В Репкина, Д.Б. Эльконина и др.).

2.Объясните механизмы чтения ребенка на разных этапах овладения чтением.

3.Укажите главные особенности методики обучения грамоте в системах (Л.Н. Толстого, И. Н. Шапошникова, Д.Б. Эльконина).

4.Как и для чего нужно классифицировать методы обучения грамоте?

5.Определите роль слога в методике обучения грамоте.

6.В чем суть позиционного принципа чтения?

7.Каковы механизмы и методы обучения письму?

8.Составьте схему (порядок) анализа букваря. По этой схеме проанализируйте основные современные буквари (В.Левина, Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и др., Н.В. Нечаевой). Какой из ныне действующих букварей вы предпочитаете? Почему?

9.Выявить методические основы формирования у младших школьников умений строить предложения и словосочетания.

10.В чём заключается методика работы по обучению младших школьников создавать текст на материале упражнений букваря.

11.Какие основные приемы обучения чтению слогов разной структуры.

12.В чём состоит суть лексической работы на уроках обучения грамоте.

13.Объясните дифференцированный подход к формированию навыка чтения.

14.Раскройте роль, место и методика дидактической игры на уроках обучения грамоте.

15.Объясните типичные ошибки первоклассников в написании букв и их причины.

16.Раскройте особенности методики формирования умения писать на слух.

17.Раскройте особенности методики формирования общего способа письма.

18.Раскройте особенности методики формирования фонетических понятий у младших школьников.

Домашняя контрольная работа

Тема: Методическое обоснование уроков обучения грамоте

Контрольная работа выполняется по страницам Букваря или Азбуки и включает следующие задания:

  1. Определите место предложенной страницы Букваря (Азбуки) в системе обучения грамоте:

- к какому этапу обучения грамоты относится;

- какие цели и задачи предстоит решать на уроке;

- какова тема предстоящего урока;

- указать преемственные и перспективные связи при изучении данных страниц в период обучения грамоте.

  1. Дайте анализ учебного материала страницы:

- назначение каждого компонента учебного материала, его особенности;

- какова функция предметных и сюжетных картинок? Как они соотносятся с темой урока? Каково их дидактическое назначение?

- какие другие виды графической наглядности имеются на этих страницах? Для проведения каких упражнений они предназначены? Разработайте упражнения.

- какие текстовые материалы есть на страницах? Определите их назначение. Представьте возможные виды работ.

- какие слова следует выделить для слого-звукового анализа и почему?

- составьте задания для использования приемов анализа и синтеза по букварным страницам.

- какие виды работ над связной речью можно использовать на уроке по этим страницам? Приведите пример.

- разработайте задания для работы с букварным текстом после повторного чтения, предусмотрите работу с букварной иллюстрацией.

- разработайте упражнения, направленные на формирование у младших школьников умений строить предложение, текст как единицу речи.

  1. Охарактеризуйте готовность учащихся к изучению темы урока:

- какие умения сформированы у детей к моменту работы по предложенному материалу;

- формированию каких умений будет посвящён урок;

- раскройте содержательную сторону формируемых умений;

- разработайте диагностические материалы для изучения состояния сформированности умений учащихся по рассматриваемой теме.

  1. Дайте лингвистическое обоснование изучаемой теме:

- какие положения теории языка составляют основу в изучаемом материале (обратитесь к вузовским учебникам русского языка, не забудьте указать источник);

- какие знания необходимо актуализировать на уроке относительно рассматриваемой темы.

  1. Назовите и обоснуйте возможные трудности в изучении данной темы первоклассниками.
  2. Приготовьте наглядность с методическим описанием ее использования на уроке.

Наглядность изготовить в миниатюре (на альбомном листе). Описать методику работы с ней на уроке.

  1. Составьте развернутый конспект урока чтения и письма по предложенной странице с методическим обоснованием каждого этапа.
  2. Продумайте способы оценивания деятельности детей на уроке и представить варианты их включения в урок.
  3. Подберите из журналов (Начальная школа, Начальная школа плюс: До и После и др.) статьи, относящиеся к рассматриваемой периоду обучения грамоте, теме урока, дайте им краткую аннотацию.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 7 СЕМЕСТРЕ

1.Языковое образование и его реализация в курсе начальной школы.

2.Характеристика родного (русского) языка как учебного предмета в начальной школе, в средней школе, в педагогическом учебном заведении.

3.К.Д.Ушинский о роли родного языка как источника духовного богатства человека.

4.Система методов обучения языковой теории в начальной школе.

5.Формы и методы обучения русскому языку в начальной школе.

6.Выполнить по выбранной грамматической теме следующие задания:

1. Составить структурно-тематический план изучения темы с методическим обоснованием по схеме: общая тема, количество часов; тема урока, тип урока, цель урока, учебная задача для учащихся, формируемые умения, упражнения из учебника, дополнительный материал, словарная работа, работа по развитию речи, домашнее задание.

2. Раскрыть лингвистические основы в изучении данной темы.

3. Назвать трудности, которые испытывают учащиеся в процессе изучения темы.

4. Представить методику работы со словарными словами, входящими в грамматическую тему, с методическим обоснованием их включения в урок (знакомство, закрепление, проверка).

5. Составить библиографию по теме.

6. Приготовить наглядность в миниатюре, которую можно использовать в процессе изучения темы, обосновав методически необходимость ее применения.

7. Составить развернутый конспект урока на знакомство с новым знанием с методическим обоснованием.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 8 СЕМЕСТРЕ:

1.Составить цитатный план ответа на следующие вопросы:

· Из истории обучения орфографии.

· Роль изучения русского языка для формирования у младших школьников элементов научного мировоззрения.

· Методические приемы формирования навыка правописания приставок и предлогов.

· Изучение правописания личных местоимений с предлогами.

· Методика обучения письму слов с непроверяемыми орфограммами.

· Диктанты. Методика проведения диктантов.

· Формирование орфографической зоркости на основе орфографического чтения (методика П.С.Тоцкого).

· Формирование пунктуационных навыков письма.

2.По грамматико-орфографической теме выполнить следующие задания:

· Определить состав формируемого навыка.

· Составить план формирования данного навыка.

· Называть трудности учащихся в овладении навыком правописания.

· Составить конспект урока на знакомство с орфограммой и орфографическим правилом, составляющим рассматриваемый навык.

· Подобрать упражнения с методическим обоснованием на формирование орфографических умений, входящих в состав навыка.

· Подобрать тексты различных видов диктантов, представить методику их проведения.

· Подобрать упражнения на предупреждение и исправление орфографических ошибок на изучаемую орфограмму.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 9 СЕМЕСТРЕ:

1.Составить развёрнутый план ответа на следующие вопросы:

· Методика выявления уровня речевого развития детей, поступающих в школу.

· Лексические упражнения в системе развития речи учащихся.

· Синтаксическая работа в системе развития речи учащихся.

· Элементы стилистической дифференциации в развитии связной речи младших школьников.

· Методика обучения пересказам прочитанного и изложениям: близкий к тексту образца.

· Обучение детей сочинению загадок.

· Изучение периодических изданий.

· Знакомство со справочной литературой.

· Уголок внеклассного чтения.

· Внеурочная работа с детской книгой.

· Продуктивные и непродуктивные связи в системе: учитель – книга – ученик.

· Проблема системности уроков классного и внеклассного чтения в начальных классах.

Темы для самостоятельного изучения:

· Лексические упражнения в системе развития речи учащихся.

· Синтаксическая работа в системе развития речи учащихся.

· Элементы стилистической дифференциации в развитии связной речи младших школьников.

· Организация работы с детской книгой в системе «Литературного чтения» О.В. Кубасовой.

· Организация внеклассного чтения по системе Г.М. Первовой.

Домашняя контрольная работа «Методическое обоснование деятельности учителя при подготовке к уроку развития речи»

На основе предложенного вида связной речи (изложение или сочинение) выполнить следующие задания:

1. Дать характеристику:

- в чём назначение изучаемого вида в системе работы по развитию речи;

- какие речевые умения формируются у детей;

- что составляет лингвистическую и методическую основу в организации работы по данному виду.

2. Определить место включения предложенного вида работы в учебники и учебно-методические пособия: в каком классе впервые встречается, как и в чем происходит усложнение в организации изучаемого вида связной речи, какие задания являются подготовительными и т.д.

3. Описать на основе анализа методических пособий и учебников подготовку учеников к выполнению изучаемого вида работы по развитию речи (на каком материале, какие приемы и задания предлагают авторы).

4. Подобрать текст (если это изложение) или сформулировать тему (если это сочинение), дать обоснование своему выбору (для изложения на основе требований к отбору текста, для сочинений –готовность учащихся).

5. Описать специфику организации орфографической подготовки (до урока и на уроке): приемы работы.

6. Описать способ выполнения детьми вида связной речи (последовательность действий учащихся, алгоритм).

7. Составить конспект урока с методическим обоснованием.

8. Представить библиографию с аннотацией статей.

7.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ:

Вопросы к зачёту в 5 семестре:

1. Читательская деятельность младших школьников. Специфика ее формирования на уроках литературного чтения.

2. Современная система обучения чтению и литературе (анализ программ).

3. Учебники по чтению для начальной школы (функции учебника, общая характеристика учебников, методический аппарат учебников).

4. Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Характеристика уровней восприятия.

5. Литературоведческие основы чтения и анализа художественного произведения в начальной школе.

6. Методика организации чтения художественного произведения. Виды анализа произведений и их использование на уроках чтения.

7. Специфика организации подготовительной работы на уроке чтения произведений различных жанров.

8. Особенности организации первичного восприятия текста художественного произведения.

9. Методические приемы работы над словом на уроках чтения.

10. Специфика чтения и анализа народных и авторских сказок на уроках чтения.

11. Специфика чтения и анализа стихотворений на уроках литературного чтения.

12. Специфика чтения и анализа былин на уроке чтения.

13. Методика чтения басен на уроках чтения.

14. Особенности чтения и анализа художественного рассказа.

15. Специфика чтения научно-познавательной литературы на уроках чтения.

16. Особенности организации чтения и анализа малых жанров на уроках чтения.

17. Формирование у младших школьников текстовых умений на уроках чтения.

18. Формирование у младших школьников умения ставить вопросы к прочитанному художественному произведению.

19. Особенности обучения младших школьников чтению, как особому виду речевой и читательской деятельностей.

20. Методические приемы обучения младших школьников выразительному чтению.

21. Формирование у младших школьников умения воспроизводить прочитанное в собственной речи.

22. Методика обучения детей творческим работам в процессе чтения текстов художественных произведений.

23. Обучение детей рассказу о действующем лице.

24. Методические приемы обучения детей краткому пересказу.

25. Методика работы с крупнообъемными произведениями. Обучение младших школьников рассказу о действующем лице художественного произведения.

26. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий на уроках чтения.

27. Методическая деятельность учителя при подготовке и проведении уроков чтения и литературы.

28. Урок чтения на современном этапе. Типы уроков чтения. Оценивание на уроках чтения. Планирование уроков чтения.

29. Современные системы организации литературного образования младших школьников.

30. Развитие творческих возможностей учащихся на уроках литературного чтения.

31. Текущий и периодический учет эффективности уроков чтения на всех этапах обучения чтению.

Вопросы к экзамену в 6 семестре:

1. Лингво-методические основы обучения грамоте и их реализация в учебных книгах.

2. Психолого-педагогические основы обучения грамоте и их представление в учебниках.

3. Общая характеристика процесса обучения грамоте.

4. Функции Букваря и Азбуки как первых учебных книг. Принципы построения учебников.

5. Этапы обучения грамоте по Букварю и Азбуке.

6. Основной метод обучения грамоте, его воспитательные и развивающие возможности.

7. Формирование фонематического слуха средствами Букваря и Азбуки.

8. Методические приемы изучения звуковой системы русского языка в период обучения грамоте.

9. Фонетический разбор в период обучения грамоте.

10. Методические приемы изучения графической системы русского языка в период обучения грамоте.

11. Особенности изучения способов обозначения [j] в период обучения грамоте.

12. Навык чтения, специфика его формирования по Букварю и Азбуке.

13. Приемы обучения чтению слогов, слов, предложений, текстов. Формирование читательского поля.

14. Типичные ошибки в чтении первоклассников, причины их появления. Пути устранения и предупреждения ошибок.

15. Формирование графического навыка в период обучения грамоте.

16. Общая характеристика прописей. Основные методы и приемы обучения письму букв, соединений букв, слов.

17. Методика обучения списыванию и письму на слух в период обучения грамоте.

18. Формирование орфографической зоркости в период обучения грамоте.

19. Формирование читательской деятельности первоклассников.

20. Развитие речи первоклассников в период обучения грамоте.

21. Формирование умения учиться у первоклассников.

22. Уроки чтения в период обучения грамоте.

23. Уроки письма в период обучения грамоте.

24. Деятельность учителя при подготовке и проведении уроков обучения грамоте.

25. Альтернативные программы и учебники по обучению детей грамоте.

Вопросы к зачёту в 7 семестре

1. Научные основы методики грамматики и правописания.

2. Задачи обучения грамматике.

3. Методика ознакомления со звуками и буквами, гласными и согласными.

4. Методика работы над слогом, ударением, ударными и безударными гласными.

5. Сущность грамматических понятий. Процесс работы над понятием.

6. Условия, обеспечивающие усвоение грамматических понятий.

7. Грамматические и словообразовательные упражнения.

8. Система изучения морфемного состава слов.

9. Пропедевтика изучения словообразования.

10. Содержание и методика работы над частями слова.

11. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи.

12. Система изучения имен существительных.

13. Система изучения имен прилагательных.

14. Система работы над глаголами.

15. Методика работы над предлогами, местоимениями и наречиями.

16. Словообразовательная работа и лексические упражнения.

17. Методика работы над предложением.

18. Ознакомление с пунктуацией.

Вопросы к экзамену в 8 семестре

1.Лингвистические и психолого - педагогические основы изучения орфографии в начальной школе.

2.Специфика представления орфографического материала на уроках русского языка в учебниках М.С.Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой.

3.Орфографический навык. Сущность и природа орфографического навыка, этапы его формирования.

4.Орфографическая зоркость, ее сущность и процесс формирования у младших школьников.

5.Методические приемы обучения младших школьников постановке и решению орфографических задач.

6.Орфографическое правило, типы правил. Методика работы над орфографическим правилом.

7.Орфографические упражнения, их классификация, методика проведения.

8,Формирование навыка правописания безударных гласных в корне слова.

9.Формрование навыка правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.

10.Формирование навыка правописания непроизносимых согласных в корне слова.

11.Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

12.Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных,

13.Формирование навыка правописания родовых окончаний имен существительных и имен прилагательных.

14.Основы формирования навыка правописания безударных личных окончаний глагола.

15.Овладение правописанием приставок, предлогов слов с разделительным твердым знаком.

16.Формирование навыка правописания местоимений.

17.Основные типы орфографических ошибок. Методика работы над предупреждением и исправлением ошибок.

18. Методика обучения письму слов с непроверяемыми орфограммами.

19.Общие методические подходы к изучению орфограмм в глаголах.

20.Типы уроков русского языка и их компоненты. Требования к урокам. Виды и способы применения наглядных пособий на уроках русского языка.

21.Специфика формирования учебной деятельности на уроках русского языка.

22.Методическая деятельность учителя при подготовке и проведении уроков русского языка. Учет знаний и умений учащихся по русскому языку.

23.Общие методические подходы к изучению орфограмм у имен существительных и имен прилагательных.

Вопросы к зачёту в 9 семестре:

  1. Психологические и лингвистические основы формирования у младших школьников речевой деятельности.
  2. Основные направления в работе по развитию речи младших школьников. Методы и приемы работы по развитию речи.
  3. Речевая готовность младших школьников. Способы ее выяснения.
  4. Формирование понятия «текст» и типы текстов на уроках русского языка и чтения.
  5. Формирование у младших школьников умений воспроизводить текст в устной речи. Обучение пересказу (близкий к тексту, сжатый, выборочный).
  6. Обучение младших школьников творческим пересказам.
  7. Формирование умения создавать высказывание в устной речи на основе прочитанного (словесное рисование, рассказ о действующем лице, по серии сюжетных картинок).
  8. Формирование речевых умений в воспроизведении текста в письменной речи (подробные, краткие и выборочные изложения).
  9. Сочинения как форма выражения мыслей, знаний, чувств младших школьников. Виды сочинений и их классификация. Тематика сочинений.
  10. Обучений детей написанию сочинений по наблюдениям.
  11. Формирование речевых умений у младших школьников в процессе создания высказывания в письменной речи на основе увиденного (сочинение по репродукции с картины).
  12. Обучение младших школьников деловой речи.
  13. Анализ сочинений и изложений. Урок анализа творческих работ младших школьников.
  14. Методическая деятельность учителя в организации работы по развитию речи младших школьников.
  15. Правильный тип читательской деятельности. Законы становления читателя.
  16. Читательская самостоятельность, этапы формирования читательской самостоятельности. Чтение-рассматривание – основной метод формирования читательской самостоятельности.
  17. Подготовительный этап формирования читательской самостоятельности.
  18. Начальный этап формирования читательской самостоятельности.
  19. Основной этап формирования читательской самостоятельности.
  20. Специфика организации самостоятельной подготовки детей к урокам внеклассного чтения.

7.3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1.Пути и средства формирования слушания как вида речевой деятельности младших школьников.

2.Роль этимологического разбора в словарно-орфографической работе.

3.Использование музыки на этапе подготовки к восприятию пейзажной лирики.

4.Совершенствование речевой культуры младших школьников в связи с изучением имени существительного.

5.Словесное рисование как прием идейно-художественного анализа.

6.Моделирование как средство формирования типа правильной читательской деятельности

7.Формирование творческих умений в процессе литературного развития младших школьников.

8.Формирование способов работы с текстом на уроках русского языка и развития речи.

9.Организация работы над художественной образностью загадок на уроках литературного чтения.

10.Развитие интонационной выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения.

11.Языковой анализ как средство подготовки к написанию подробного изложения текста повествовательного характера с элементами описания.

12.Работа над композицией рассказа как средство развития полноценного восприятия рассказа младшими школьниками.

13.Обучение сочинению загадок как средство литературного развития младших школьников.

14.Композиционный и языковой анализ как средство подготовки к написанию подробного изложения текста повествовательного характера.

15.Формирование способов работы с текстом описательного характера на уроках русского языка в начальных классах.

16.Особенности работы с пьесой-сказкой на уроках литературного чтения.

17.Обучение младших школьников использованию невербальных средств в драматизации на уроках чтения.

18.Обучение аудированию на уроках литературного чтения во втором классе.

19.Языковой анализ как средство формирования умения писать изложение повествовательного характера.

20.Обучение младших школьников написанию сочинения по пейзажу на уроках развития речи.

  1. Специфика подготовки детей к школе (формирование фонематического слуха)
  2. Особенности формирования умения учиться у детей в процессе предшкольной подготовки
  3. Типичные трудности учащихся в овладении умением производить звуковой анализ слова
  4. Способы чтения детей на уроках обучения грамоте
  5. Лексический уровень развития речи первоклассников
  6. Состояние сформированности у первоклассников умений создавать предложения
  7. Учебное сотрудничество на уроках русского языка
  8. Исследовательское поведение младших школьников на уроках русского языка
  9. Обучение сотрудничеству на уроках русского языка
  10. Исследовательский подход в обучении детей русскому языку
  11. Работа в паре как форма организации учебного сотрудничества на уроках О.Г.
  12. Особенности формирования навыка чтения у первоклассников
  13. Индивидуальные особенности детей в процессе овладения ими графическим навыком письма
  14. Совместная деятельность на уроках литературного чтения
  15. Индивидуальные особенности в усвоении детьми орфографии в начальной школе
  16. Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках русского языка
  17. Формирование у младших школьников умения готовить текст к изложению. Роль приема «вычитывания» в формировании полноценного восприятия младшими школьниками художественного произведения.
  18. Иллюстрация художественного произведения как средство развития воображения у младших школьников.
  19. Состояние сформированности умения составлять план научно-познавательных текстов.
  20. Состояние сформированности у младших школьников умения понимать художественный образ в лирическом стихотворении.
  21. Формирование речевых умений у младших школьников в процессе написания творческих изложений.
  22. Орфографическая подготовка к изложению как средство повышения орфографической грамотности у младших школьников.
  23. Формирование у младших школьников умения редактировать чужой текст как средство совершенствования речи.
  24. Формирование у младших школьников умения ставить вопросы к прочитанному художественному произведению.
  25. Формирование у младших школьников умения составлять план прочитанного текста как начальный этап в подготовке к пересказу.


8700785900012890.html
8700861100732905.html

8700785900012890.html
8700861100732905.html
    PR.RU™